Главная Информация Устройство коллекторных двигателей

Устройство коллекторных двигателей

Коллекторные двигатели – наиболее распространённая и универсальная разновидность электрических двигателей. Даже само сокращение ДК означает, как нетрудно догадаться, двигатель коллекторный.


Двигатели для зернодробилок, пылесосов, игрушек, телефонные микродвигатели, за счёт эксцентрика на валу создающие вибрацию, и совсем уж миниатюрные моторы, которые можно разглядеть только под лупой – всё это «прямая родня». Магнитный поток возбуждения, который, взаимодействуя с током в обмотке ротора, вызывает его вращение, может формироваться в них двояко: постоянными магнитами или обмоткой возбуждения. Способ с обмоткой обычно применяется в электродвигателях большой мощности , магниты используются в менее мощных моторах (прежде всего из-за их дороговизны). Интервал мощностей коллекторных двигателей – от нескольких милливатт до сотен и тысяч киловатт. Увеличение мощности связано с наслоением всё больших конструктивных проблем, самая главная из которых в трудности выполнения коллекторного узла на большие токи и напряжения. 


Конструкции коллекторных двигателя должны быть оптимизированы и адаптированны для каждого типа питания, они не являются универсальными.


двигатель для зернодробилок ДК105


Наиболее широкое использование получили однофазные двигатели переменного тока малой мощности (1 – 2 кВт) с большой частотой вращения. К ним как раз и относятся выпускаемые нами аналоги ДК 105 и ДК 110.


Области применения однофазных моторов – бытовая техника, системы автоматики, сельскохозяйственный электроинструмент  и оборудование, сепараторы молока, овощерезки и т. д. В основном всё это «высокооборотные» применения. В этом интервале мощностей массогабаритные характеристики коллекторных двигателей в 2 – 3 раза лучше, чем у асинхронных, которые к тому же трудно разгоняются до скорости более 3000 об/мин и имеют очень высокие пусковые токи. Общее мнение инженеров-электротехников таково, что для однофазного питания коллекторный двигатель не имеет конкурентов.


Для уменьшения потерь на вихревые токи ротор и статор выполняют наборными из изолированных пластин электротехнической стали с большим содержанием кремния. Обмотки статора и ротора коллекторного двигателя обычно включаются последовательно, что предопределяет вращение его всегда в одну сторону и высокий пусковой и рабочий моменты. Последнее означает высокие обороты холостого хода, которые могут привести к преждевременному исчерпанию ресурса и которых следует избегать, не включая двигатель без нагрузки. Для смены направления вращения достаточно изменить полярность включения одной из обмоток, а скорость вращения можно плавно менять путём уменьшения питающего напряжения, например, с помощью схемы на симисторе или на двух тиристорах. Можно включить обмотки статора и ротора последовательно. При этом момент двигателя уменьшится, но зато появится другое полезное свойство: стабильность скорости вращения при изменяющейся нагрузке.


Обратный звонок